Надо отметить, что древние жители Перу отсекали головы по тем же причинам, что и многие древние европейцы – не дать мертвецу ожить. Значит ли это, что погребения относились к врагам тех, кто жил на тех землях? Жертвоприношение по окончании успешной войны? Но за что воевали? За пустыню? Была ли жизнь в этой долине несколько тысяч лет назад?.. Еще одна, с моей точки зрения, интересная деталь: мумии Чаучия хорошо сохранились, свидетельствуя о высоких знаниях древних в искусстве мумификации. При чем сохранилась и одежда. Вот она-то и интересна тем, что никаких намеков на производство материалов в долине не обнаружено. Жители скромно жили, без монументальных жилищ, ничего не производили, но имели хорошую одежду и посуду. Давайте отбросим мышление современного человека запертого в стенах квартир и ограниченного рамками межгосударственных границ. Давайте представим, что люди не сидели по пещерам, но искали возможность найти что-нибудь получше. Проще говоря, они свободно перемещались и занимались торговлей. Где? На нейтральной территории. Они сходились со всех земель для обмена товарами. Могла ли долина Назка служить «рынком»? Вполне! Она легко обозреваема, на ней всё видно как на ладони. Нет ни хищных животных, ни неожиданных нападений врагов. Древние торговцы занимали свои места соответственно своему «рисунку», находя их по линиям... Кстати, в пользу последнего может служит и знаменитый гигантский «канделябр» вырезанный на вертикальном склоне острова прямо напротив Ики, в Паракасе. Нечто вроде дорожного столба? Напомню, что многие города Европы и Востока начинались именно как крупные рынки или места сходок торговцев со многими сопутствующими «отметками» на дорогах. А кладбище? Достаточно вспомнить о Долине Мертвых в Египте и всё вполне встает на свои места: на «рынке» собиралось приличное количество народу, а сами «торговцы» зачастую являлись членами семьи вождей, то бишь прибавлялась охрана, сопутствующие жрецы для отправки обрядов и пр. Публики было много и вполне возможно долина стала не только рынком и церемониальным местом, но сакральным кладбищем для тех, кто «опекал» столь важное для сотен племен место встречи. Им дарилась одежда и посуда. Так же как жрецы крупных храмовых ансамблей в древнем мире Европы и Азии, «опекуны» имели свои тайные места, как то подземные акведуки, они также могли обладать ролью банков... что, вероятно, подстрекало некоторые кочевые племена нападать на них. Могла ли долина представлять из себя большую рыночную площадку и жреческий храм? Поживите в Перу среди индейцев и тогда сами сможете ответить на этот вопрос...
Почему же место вымерло? Можно предполагать всё что угодно, ясно одно: количество теорий будет расти и, пожалуй, нет такого в мире места которое не притягивало бы как своей мистикой, так и своей... элементарностью.